Желания, которые
управляли их воображением, при ответе
на вопрос: «Что ты здесь видишь?»,
оказывается, позволяют разделять людей
по достаточно устойчивым категориям.
Принцип анализа тут такой: «скажи,
что ты видишь, и я скажу, кто ты».
Устойчивость многих желаний человек
сам не всегда осознает. Желание только
направляет воображение, а плоды
воображения, т.е. содержание возникающих
образов опирается на прежний опыт, но
организованный по-новому, с допущениями.
Как
психологи объясняют магическую силу
гадания для человека?
Все
дело в том, что основной познавательный
процесс, который активно задействован
в процессе гадания – это воображение
человека. Попытаемся разобраться в
природе воображения. Воображение –
лишь один из семи познавательных
процессов, которые по-разному обрабатывают
поступающую к человеку информацию (это
и мышление, и память, и внимание и другие
процессы).
Воображение
обычно вступает в действие в том случае,
когда оснований для мыслительной работы
недостаточно. Мышление при обработке
информации всегда принимает в расчет
условия задачи, а воображение этими
условиями пренебрегает (как будто бы
не замечает, допускает, что они
второстепенны). В воображении человек
обычно строит модель своего будущего,
также мечты позволяют заменить реальное
действие воображаемым, если воплощение
мечты в жизнь дается туго. Сила воображения
– в его тесной связи с нашими желаниями.
Созданный воображением заманчивый
образ заставляет нас стремиться к нему,
предпринимать какие-то шаги, обращать
внимание на разные обстоятельства.
Однако,
воображение питается не только желаниями,
но и страхами. Страхи питают воображение
и не в ладу с размышлением. Обстоятельства
гадания обычно чрезвычайно таинственны
– темнота, полночь, одиночество, свеча
на столе… Страхи во время гадания влияют
на человека иначе, чем желания. Действие
страха похоже на выполнение задания:
«не думай о рыжей обезьяне» –
когда постоянно повторяешь, то не думать
об обезьяне не получается. Во время
гадания воображение может сыграть
похожую шутку – то, что боишься увидеть,
то постоянно вспоминается и воображение
сопоставляет очертания плавящегося
воска, например, с образом того, чего
боится человек. Недаром говорят «пуганая
ворона куста боится» – везде чудится
одна и та же «страшилка».
Кроме
того, некоторые виды гадания –
коллективные. Они как увлекательное
занятие для целой компании. Заражение
настроением и идеями своих товарищей
– явление обычное.
Наверное,
многие, кто сам гадал, спросит, как
объяснить, что некоторые гадания
сбываются?
Во-первых,
любое событие происходит с определенной
вероятностью и здесь действуют законы
теории вероятностей. Есть даже таблицы,
которые могут дать прогноз встречаемости
событий, как, например, при падении
монетки на сторону «орлом» или
«решкой». Во-вторых, на события,
определяющиеся, хотя бы частично,
психологическим фактором, человек
безусловно влияет. Мы влияем на события,
уже выбирая объект для мечтаний и для
гадания (только дети мечтают о совсем
нереальном или маловероятном). Кроме
того, если сладкая мечта подкрепляется
гаданием (гадание подтвердило: «да,
это будет»), тогда человек с большей
уверенностью предпринимает шаги. По
сути дела, положительный прогноз
гадания поощряет нашу активность в
определенном направлении. Для неуверенных
людей особенно важно, чтобы их поддержали
в неопределенных ситуациях.
Есть
еще некоторые обстоятельства
психологического характера, которые
могут способствовать сближению заданного
в гадании с реальностью.
Проделайте
сами эксперимент. Нескольких разных
людей попросите быстро ответить на
следующие ваши вопросы: назвать любую
часть лица, любого русского поэта,
любой вид фруктов. Вы увидите, что ответы
большинства достаточно однородны: чаще
всего называют нос, Пушкина и яблоко.
Это не значит, что люди не знают поэта
Бродского или Твардовского, или они
никогда не ели инжир или хурму, это
значит, что если процесс воображения
происходит быстро, непроизвольно, то
обычно он опирается на стереотипы. В
психологии есть понятие «коллективное
бессознательное» - это опыт народа,
закрепленный в образах культуры. Каждый
человек – носитель этого «коллективного
бессознательного». В 19-м веке боялись
чертей, а сейчас скорее могут испугаться
налета инопланетян. Типичный опыт чаще
всего становится основанием для работы
нашего воображения, наших мечтаний (а
не что-то необычное). Поэтому девушка
гадает на суженного, используя стереотипы
женской роли (не на поиски же удачной
работы ей гадать в крещенскую ночь!) и
если она видит суженного, то он также
отвечает определенным стереотипам.
Обычно воображение направляется
прошлым опытом (кто больше подходит под
эту роль из ее окружения, кто оказывает
знаки внимания) или идеалами из
«коллективного бессознательного».
Вряд ли девушка будет искать в
неоформленном кусочке плавящейся свечи
образ лысого и толстого пожилого мужчины,
она скорее будет искать образ красивого
стройного юноши. Если же воображение
опирается на страхи (только бы не лысый,
не толстый, и не пожилой!), то действует
знакомый нам принцип «не думай о
рыжей обезьяне».
Есть
еще одна особенность, на которую следует
обратить внимание, - восприятие при
гадании происходит обычно в затрудненных
условиях: в темноте колебания пламени
свечи накладываются на отблески воды.
Все это создает дополнительные основания
для работы воображения при восприятии
– нечеткое изображение уверенно
дорисовывается желанием или страхом
до целостного образа. В психологии
восприятия известна такая особенность:
при восприятии похожих физических
объектов, человек больше ориентируется
на их различия, а при восприятии
людей, больше ориентируется на сходство.
Сравнивая два яблока, мы, прежде всего,
замечаем, чем они отличаются, а при
восприятии двух людей, больше всего
обращаем внимание на признаки их
сходства. А если мы, напрягая воображение,
пытаемся увидеть в стакане с водой
желанный образ, то малейшие признаки
сходства обобщаются. Вспоминая в
последующей жизни образы людей, которые
представлялись в гадании, человек
бессознательно ищет сходство с ними
реальных лиц и чрезмерно акцентирует
признаки сходства.
Таким
образом, если нам очень хочется, чтобы
гадание сбылось, мы сами неосознанно
стремимся «помочь» этому событию.
Есть
ли индивидуальные различия между людьми
в том, как они воспринимают сам процесс
гадания?
Люди
различаются по тому, как они привыкли
обрабатывать информацию. Есть люди
рассудительные, стремящиеся к анализу
событий. Они если и участвуют в гадании,
то только для эксперимента, чтобы
подтвердить свое скептическое отношение
к нему. Другой тип о людей, больше
ориентируется на эмоциональное
впечатление от информации. Их процесс
мышление происходит практически
неосознанно для них, т.е. интуитивно.
Именно они склонны чаще пользоваться
воображением вместо мышления, а события,
связанные с гаданием воспринимают с
особым значением.
Обычно детей считают самыми большими
фантазерами. Вероятно, потому, что
решение жизненных ситуаций у них чаще
опирается на желания. Взрослые чаще
рассуждают, т.е. учитывают условия
решения задачи, а дети стремятся не
заметить этих условий. Слово «понарошку»
часто присутствует в рассуждениях
детей и в то же время как бы не замечается
ими. Продукты воображения у детей более
примитивные, чем у взрослых. Многие
дети сами с удовольствием сочиняют
сказки, но если обратиться к анализу
того, что они выдумали, то становится
ясным, что это переработка прошлого их
опыта. Ребенок может придумывать сказку
со Змием Горынычем, но в его сказке у
Змия тысяча голов, а не три, и не семь
(как ему читали в книжке). Продукты
фантазии взрослого богаче настолько,
насколько богаче его опыт. Плоды
воображения, только на первый взгляд,
кажутся особенными. Но как мы уже
видели, в основе работы спонтанного
воображения обычно лежат банальности.
Слава
Севастополя 2005 (январь-февраль) Елена Шихматова, кандидат психологических наук.
|