Такие
противоречия между усложнением
программы и пониженными возможностями
организма обрекают ребенка нести
тяжелую ношу. Если ребенок с ней не
справляется, то это, прежде всего,
проявляется в повышенной тревожности.
А в средних и старших классах существует
большая вероятность невротических
реакций на школьные проблемы.
Невротические
реакции обычно описывают в виде 3
классических противоречий, возникающих
в сознании человека:
противоречие между «надо» и
«могу»;
противоречие между «надо» и
«хочу»;
противоречие между «могу» и
«хочу».
Все эти противоречия заложены в скрытой
форме в учебной деятельности. Например:
нужно учиться хорошо, а могу
лишь на «3»; нужно учить уроки,
а хочется погулять; хочу быть
успешным в учебе, а не получается.
Если какое-либо из противоречий
проявляется в острой форме, если проблемы
постоянно висят над головой, как Домоклов
меч, и ребенок не может решить свои
ситуации, то возникают отрицательные
эмоциональные переживания, а затем и
соматические проявления (бессонница,
повышенная готовность организма
подхватить вирусную инфекцию и т.д.).
Если у школьника невелик запас
физиологических ресурсов, если ребенок
болезненный, то при большой нагрузке
в средних и старших классах при стремлении
добросовестно заниматься, накапливается
хроническая усталость. А если еще и
отметки при этом оказываются не те, о
которых мечтают родители и сам ребенок,
то напряжение не спадает. В основе
тревожности как психологической реакции
всегда лежат внутренние конфликты.
Детская
субкультура сама вырабатывает способы
борьбы с излишним напряжением. Это:
обесценивание ситуаций учебы для
детей надежный выход избавления от
противоречия между «надо» и
«могу» – оказывается ученик уже
«не хочет» хорошо учится;
другой типичный способ «забыться»
– уйти от неприятностей школьной жизни
в занимательную игру, в мир телепередач,
в мечтания.
Есть ли другой выход из этих ситуаций?
К сожалению, это не те способы, которые
придумывают себе школьники. Успешный
путь решения школьных проблем, в
значительной степени, - это путь
систематического постоянного овладения
знаниями малыми порциями. Усвоить
учебный материал наскоком, через авралы
при возрастающей сложности материала
и малых запасах здоровья для большинства
школьников проблематично.
У
известного педагога Шаталова есть
принцип – девиз подхода к школьному
обучению: «Ученик должен учиться
победно!» В этом принципе заложено
не только требование к дозированию
учебной информации, но и требование к
«психогигиене» учебной деятельности.
Стрессы и тревоги, связанные с обучением,
становятся мимолетными, если учеба
получается.
Другой важный способ профилактики,
помогающий успешно учиться, -это
соблюдение режима труда и отдыха. Я
просмотрела рекомендации по режиму
труда и отдыха для пятиклассников,
изданные в 1961 году. В них ребенку
рекомендуется ежедневно быть на свежем
воздухе от 3-х до 5-ти часов. Сейчас вряд
ли найдется пятиклассник, который
столько времени гуляет. В лучшем случае
это время получается, если учитывает
его езду в школу и из школы, на кружки,
секции и обратно.
Сложности
учебной жизни для учащихся также связаны
с неумением решать сложные ситуации
социального взаимодействия, прежде
всего, со взрослыми. Для ученика актуален
не только тот факт, что он не сделал, или
недоделал, или неправильно сделал
учебное задание, но и реакция учителей
и родителей на него. Ребенок ждет от
взрослого одной реакции – чтобы взрослый
вошел в его положение. Научиться принимать
на себя ответственность в обыденной
жизни за свои поступки – целая наука.
Этому следует учить школьника. Такой
опыт черпается из построенных особым
образом отношений и воспитательных
ситуаций.
Раздраженный
взрослый – плохой пример для ребенка
как справляться со сложными жизненными
коллизиями. У школьника недостаточно
социального опыта, поэтому реакции на
события родителей, учителей или товарищей
примериваются «на себя», как
одежда. Не следует транслировать
неэффективные способы решения ситуаций
в детском пространстве. Ведь дети,
которые кричат друг на друга в споре,
часто повторяют образцы поведения
взрослым по отношению к ним. Ребенка
нужно учить решать сложные жизненные
проблемы, беря на себя ответственность,
а не избегая их.
Конечно, у взрослого также может не
хватать сил на терпеливое педагогически
взвешенное влияние на ребенка. Существует
феномен сгорания и у взрослых –
из-за переутомления не хватает сил для
общения, возникает беспричинная
раздражительность и т.д. - словом, все
как у школьников. Рекомендации по
организации режима труда и отдыха
остаются те же, что и для учащихся.
Жизнелюбивый, доброжелательный, активный
взрослый – источник для подражания и
хорошего настроения для всех окружающих.
//Слава
Севастополя 15 октября 2004г, № 191
Шихматова Е.Б., кандидат психологических
наук, доцент
|