Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Мои статьи

Невротические реакции у школьников. Где выход?

Такие противоречия между усложнением программы и пониженными возможностями организма обрекают ребенка нести тяжелую ношу. Если ребенок с ней не справляется, то это, прежде всего, проявляется в повышенной тревожности. А в средних и старших классах существует большая вероятность невротических реакций на школьные проблемы.

Невротические реакции обычно описывают в виде 3 классических противоречий, возникающих в сознании человека:

  • противоречие между «надо» и «могу»;

  • противоречие между «надо» и «хочу»;

  • противоречие между «могу» и «хочу».

Все эти противоречия заложены в скрытой форме в учебной деятельности. Например: нужно учиться хорошо, а могу лишь на «3»; нужно учить уроки, а хочется погулять; хочу быть успешным в учебе, а не получается. Если какое-либо из противоречий проявляется в острой форме, если проблемы постоянно висят над головой, как Домоклов меч, и ребенок не может решить свои ситуации, то возникают отрицательные эмоциональные переживания, а затем и соматические проявления (бессонница, повышенная готовность организма подхватить вирусную инфекцию и т.д.).

Если у школьника невелик запас физиологических ресурсов, если ребенок болезненный, то при большой нагрузке в средних и старших классах при стремлении добросовестно заниматься, накапливается хроническая усталость. А если еще и отметки при этом оказываются не те, о которых мечтают родители и сам ребенок, то напряжение не спадает. В основе тревожности как психологической реакции всегда лежат внутренние конфликты.

Детская субкультура сама вырабатывает способы борьбы с излишним напряжением. Это:

  • обесценивание ситуаций учебы для детей надежный выход избавления от противоречия между «надо» и «могу» – оказывается ученик уже «не хочет» хорошо учится;

  • другой типичный способ «забыться» – уйти от неприятностей школьной жизни в занимательную игру, в мир телепередач, в мечтания.

Есть ли другой выход из этих ситуаций? К сожалению, это не те способы, которые придумывают себе школьники. Успешный путь решения школьных проблем, в значительной степени, - это путь систематического постоянного овладения знаниями малыми порциями. Усвоить учебный материал наскоком, через авралы при возрастающей сложности материала и малых запасах здоровья для большинства школьников проблематично.

У известного педагога Шаталова есть принцип – девиз подхода к школьному обучению: «Ученик должен учиться победно!» В этом принципе заложено не только требование к дозированию учебной информации, но и требование к «психогигиене» учебной деятельности. Стрессы и тревоги, связанные с обучением, становятся мимолетными, если учеба получается.

Другой важный способ профилактики, помогающий успешно учиться, -это соблюдение режима труда и отдыха. Я просмотрела рекомендации по режиму труда и отдыха для пятиклассников, изданные в 1961 году. В них ребенку рекомендуется ежедневно быть на свежем воздухе от 3-х до 5-ти часов. Сейчас вряд ли найдется пятиклассник, который столько времени гуляет. В лучшем случае это время получается, если учитывает его езду в школу и из школы, на кружки, секции и обратно.

Сложности учебной жизни для учащихся также связаны с неумением решать сложные ситуации социального взаимодействия, прежде всего, со взрослыми. Для ученика актуален не только тот факт, что он не сделал, или недоделал, или неправильно сделал учебное задание, но и реакция учителей и родителей на него. Ребенок ждет от взрослого одной реакции – чтобы взрослый вошел в его положение. Научиться принимать на себя ответственность в обыденной жизни за свои поступки – целая наука. Этому следует учить школьника. Такой опыт черпается из построенных особым образом отношений и воспитательных ситуаций.

Раздраженный взрослый – плохой пример для ребенка как справляться со сложными жизненными коллизиями. У школьника недостаточно социального опыта, поэтому реакции на события родителей, учителей или товарищей примериваются «на себя», как одежда. Не следует транслировать неэффективные способы решения ситуаций в детском пространстве. Ведь дети, которые кричат друг на друга в споре, часто повторяют образцы поведения взрослым по отношению к ним. Ребенка нужно учить решать сложные жизненные проблемы, беря на себя ответственность, а не избегая их.

Конечно, у взрослого также может не хватать сил на терпеливое педагогически взвешенное влияние на ребенка. Существует феномен сгорания и у взрослых – из-за переутомления не хватает сил для общения, возникает беспричинная раздражительность и т.д. - словом, все как у школьников. Рекомендации по организации режима труда и отдыха остаются те же, что и для учащихся.

Жизнелюбивый, доброжелательный, активный взрослый – источник для подражания и хорошего настроения для всех окружающих.

//Слава Севастополя 15 октября 2004г, № 191

Шихматова Е.Б., кандидат психологических наук, доцент

Категория: Мои статьи | Добавил: Виктория (11.03.2010)
Просмотров: 867 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [28]
Поиск