Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Мои статьи

МОЙ РЕБЕНОК ВЛЮБИЛСЯ

Попытаемся обозначить основные вехи пути в страну Влюбленности.

Школьная влюбленность имеет один важный момент – она не остается независимой от традиции оценивания, которой пронизана школьная жизнь. Если в младших классах положение ученика в классе в основном, зависит от его учебных успехов, то в подростковых классах положение меняется. В подростковых классах учащиеся, борясь за свое положение среди одноклассников, стремятся выработать независимую систему взаимооценок, неориентирующуюся на школьную успеваемость, на мнение учителей и родителей. Если в подростковом классе мальчик или девочка вызывает симпатии у части класса, имеющего противоположный пол, то его (ее) общий статус в классе значительно повышается. Успеваемость оказывается второстепенным или третьестепенным признаком, который создает популярность.

Первоначальные симпатии обычно визуального характера – «гляделки друг на друга»; к ним добавляются усмешки, комментарии и мечты. Особенно стеснительные подростки и старшеклассники уходят в мир сладких грез. А противоположная сторона может даже не догадываться о своей роли в этих сюжетах. Реальное общение в этом случае может вызывать стеснение, опасливость. Любовные переживания превращаются в страдания из-за боязни быть отверженным, высмеянным, быть неуклюжим, не отвечать идеалу мечтаний другой стороны. Желание влюбиться и боязнь дальнейших отношений прежде всего связаны с ответом на вопрос, а как я буду выглядеть в глазах окружения. Психологи говорят, что школьная любовь в значительной степени эгоцентрична, т.е. ориентирована на самого себя, а не на другого. Влюбленность лица противоположного пола заставляет чувствовать себя уверенно - самооценка повышается.

Если в классе появилась «парочка», если их можно отнести к категории «красавец и красавица» (как в сказках), а в классе есть еще интеллектуальный интерпретатор их отношений (он вслух, с подковыркой, с шуткой, и, немножко с завистью, обращает внимание класса на подробности их отношений), то в классе начинается бум влюбленности. Эту ситуацию сравнивают со шквалом моды или с эпидемией гриппа. Школьники преодолевают барьер стеснительности в проявлении своих отношений, ведь уже есть образцы поведения – первая пара.

Когда у одной из сторон любовь проходит, другой стороне очень трудно в это поверить, а главное, - больно. Прощание с любовью пока не является типичным в личном опыте подростка или юноши. Ведь любовь родителей безусловна – они любят своего ребенка со всеми его особенностями. Ситуацию прощания с любовью можно сравнить с болезнью. Болезнь может протекать в легкой, средней и тяжелой, смертельно опасной форме. Тогда люди делают глупые непоправимые ошибки. Болезнь по имени «Несчастная любовь» обычно обрушивается на открытую душу, на наивный жизненный опыт. У молодого человека еще нет иммунитета против нее, кроме врожденных защит, типа эгоизма, присущего каждому, способности переключаться на другое и забывать. В состоянии души могут возникнуть с равной вероятностью два состояния: «иммунитет» и «подсадка».

Иммунитет дает возможность выживания в следующих подобных ситуациях. Первый отрицательный опыт дает возможность «не наступать снова на одни и те же грабли» или уже использовать определенные приемы отключения от неприятного состояния, когда тебя бросают или когда отношения просто не сложились.

При «подсадке» – человек снова и снова ищет похожих ситуаций. Их окончание оказывается таким же неприятным и болезненным, как и в первый раз, но он снова совершает сходные ошибки. Такое поведение сродни «подсадке» наркомана – знает, что ничего хорошего не выйдет, но повторяет вновь и вновь одни и те же поступки.

Люди не придумали ничего лучше в таком случае, как все силы направить на «выздоровление». Иногда можно просто погрустить под музыку. Полезно вспомнить об учебе, которую часто запускает влюбленный. А кроме учебы может быть еще много интересных дел!

На Востоке есть такая мудрость: «Прежде чем влюбляться, научись ходить по снегу, не оставляя следов». Действительно, серьезные отношения людей требуют опыта и мудрости. Взрослые пытаются активно вмешиваться в любовь своих детей, особенно если они – школьники. Страх родителей о негативных последствиях влюбленности своих детей (которые запускают учебу, страдают – это лишь малая толика их возможных проступков) приводит к тому, что основная стратегия действия – запрет или язвительные комментарии в адрес объекта поклонения. А юному влюбленному очень нужно сочувствие, принятие его чувств. Статистика психологических исследований говорит о том, что культура родительского поведения в отношении своего влюбленного ребенка крайне низка. Родители не умеют разговаривать о любви своего ребенка, также как он сам вслепую ищет дорогу, не имея опыта в отношениях с противоположным полом. Поэтому чаще всего сочувствуют и сопереживают друг другу сверстники. Советы легче получить у нейтральной стороны, у матери подруги или у психолога, потому, что они не будут панически бояться: «мой ребенок влюбился».

Елена Шихматова, кандидат психологических наук.

Категория: Мои статьи | Добавил: Виктория (11.03.2010)
Просмотров: 1072 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [28]
Поиск