МОЙ РЕБЕНОК ВЛЮБИЛСЯ
Попытаемся обозначить основные
вехи пути в страну Влюбленности.
Школьная влюбленность имеет
один важный момент – она не остается
независимой от традиции оценивания,
которой пронизана школьная жизнь. Если
в младших классах положение ученика в
классе в основном, зависит от его учебных
успехов, то в подростковых классах
положение меняется. В подростковых
классах учащиеся, борясь за свое положение
среди одноклассников, стремятся
выработать независимую систему
взаимооценок, неориентирующуюся на
школьную успеваемость, на мнение
учителей и родителей. Если в подростковом
классе мальчик или девочка вызывает
симпатии у части класса, имеющего
противоположный пол, то его (ее) общий
статус в классе значительно повышается.
Успеваемость оказывается второстепенным
или третьестепенным признаком, который
создает популярность.
Первоначальные симпатии обычно
визуального характера – «гляделки
друг на друга»; к ним добавляются
усмешки, комментарии и мечты. Особенно
стеснительные подростки и старшеклассники
уходят в мир сладких грез. А противоположная
сторона может даже не догадываться о
своей роли в этих сюжетах. Реальное
общение в этом случае может вызывать
стеснение, опасливость. Любовные
переживания превращаются в страдания
из-за боязни быть отверженным, высмеянным,
быть неуклюжим, не отвечать идеалу
мечтаний другой стороны. Желание
влюбиться и боязнь дальнейших отношений
прежде всего связаны с ответом на вопрос,
а как я буду выглядеть в глазах окружения.
Психологи говорят, что школьная любовь
в значительной степени эгоцентрична,
т.е. ориентирована на самого себя, а не
на другого. Влюбленность лица
противоположного пола заставляет
чувствовать себя уверенно - самооценка
повышается.
Если в классе появилась «парочка»,
если их можно отнести к категории
«красавец и красавица» (как в
сказках), а в классе есть еще
интеллектуальный интерпретатор их
отношений (он вслух, с подковыркой, с
шуткой, и, немножко с завистью, обращает
внимание класса на подробности их
отношений), то в классе начинается бум
влюбленности. Эту ситуацию сравнивают
со шквалом моды или с эпидемией гриппа.
Школьники преодолевают барьер
стеснительности в проявлении своих
отношений, ведь уже есть образцы
поведения – первая пара.
Когда у одной из сторон любовь
проходит, другой стороне очень трудно
в это поверить, а главное, - больно.
Прощание с любовью пока не является
типичным в личном опыте подростка или
юноши. Ведь любовь родителей безусловна
– они любят своего ребенка со всеми
его особенностями. Ситуацию прощания
с любовью можно сравнить с болезнью.
Болезнь может протекать в легкой, средней
и тяжелой, смертельно опасной форме.
Тогда люди делают глупые непоправимые
ошибки. Болезнь по имени «Несчастная
любовь» обычно обрушивается на
открытую душу, на наивный жизненный
опыт. У молодого человека еще нет
иммунитета против нее, кроме врожденных
защит, типа эгоизма, присущего каждому,
способности переключаться на другое и
забывать. В состоянии души могут
возникнуть с равной вероятностью два
состояния: «иммунитет» и «подсадка».
Иммунитет
дает возможность выживания в следующих
подобных ситуациях. Первый отрицательный
опыт дает возможность «не наступать
снова на одни и те же грабли» или уже
использовать определенные приемы
отключения от неприятного состояния,
когда тебя бросают или когда отношения
просто не сложились.
При
«подсадке»
– человек снова и снова ищет похожих
ситуаций. Их окончание оказывается
таким же неприятным и болезненным, как
и в первый раз, но он снова совершает
сходные ошибки. Такое поведение сродни
«подсадке» наркомана – знает, что
ничего хорошего не выйдет, но повторяет
вновь и вновь одни и те же поступки.
Люди
не придумали ничего лучше в таком
случае, как все силы направить на
«выздоровление». Иногда можно
просто погрустить под музыку. Полезно
вспомнить об учебе, которую часто
запускает влюбленный. А кроме учебы
может быть еще много интересных дел!
На
Востоке есть такая мудрость: «Прежде
чем влюбляться, научись ходить по снегу,
не оставляя следов». Действительно,
серьезные отношения людей требуют
опыта и мудрости. Взрослые пытаются
активно вмешиваться в любовь своих
детей, особенно если они – школьники.
Страх родителей о негативных последствиях
влюбленности своих детей (которые
запускают учебу, страдают – это лишь
малая толика их возможных проступков)
приводит к тому, что основная стратегия
действия – запрет или язвительные
комментарии в адрес объекта поклонения.
А юному влюбленному очень нужно
сочувствие, принятие его чувств.
Статистика психологических исследований
говорит о том, что культура родительского
поведения в отношении своего влюбленного
ребенка крайне низка. Родители не умеют
разговаривать о любви своего ребенка,
также как он сам вслепую ищет дорогу,
не имея опыта в отношениях с противоположным
полом. Поэтому чаще всего сочувствуют
и сопереживают друг другу сверстники.
Советы легче получить у нейтральной
стороны, у матери подруги или у психолога,
потому, что они не будут панически
бояться: «мой ребенок влюбился».
Елена Шихматова, кандидат психологических наук.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: Виктория (11.03.2010)
|
Просмотров: 1072
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|