Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Мои статьи

Какие они, студенты?


Молодежью как социальной группой интересуются все – родители, педагоги, политические движения, религиозные секты, предприниматели. Футурологи строят социальные прогнозы будущего общества, во многом, опираясь на понимание того, какими будут через какой-то период времени семнадцати – двадцати пятилетние. Статистические данные показывают, что после 40-х годов предыдущего столетия в мире наблюдается следующая тенденция: число неработающей, т.е. учащейся молодежи, с каждым десятилетием увеличивается. Таким образом, молодежь все в большей степени начинает воплощаться в одной из своих составляющих частей – в студенчестве.

Особенность образа жизни молодежи проявляется, прежде всего, в том, что молодежь как социальная группа имеет массу свободного времени и стремится «хорошо отдохнуть», т.е. тяготеет к эмоционально насыщенным формам досуга. Последнее время появилось больше «молодежных праздников» – Татьянин день отмечает не только московский университет, но и другие студенты. А день влюбленных (день святого Валентина) вызывает азарт также, прежде всего, у молодых людей.

В чем особенности психологического портрета студента?

Период отстраненности от профессиональной деятельности у студентов длиннее, длиннее период родительской финансовой поддержки и всякой другой зависимости от родителей. Познавательные интересы в целом, проявляются у них ярче, чем у других молодых людей. Психологические срезы интеллекта в разных возрастных группах неоднократно дают похожие результаты: пики интеллектуального развития людей приходится на 18 лет и 45 лет.

Почему восемнадцатилетние опережают более взрослых людей в общем интеллектуальном развитии? Интеллект – это особая организация всех познавательных процессов и приобретенных умственных умений и навыков. Интеллект развивается, прежде всего, при систематическом обучении. Для молодого человека, который старался учиться в школе и поступил в вуз, складывается уникальная ситуация: он в течение долгого времени приобретал знания из разных областей знаний, овладевал умениями и навыками, характерными для разных областей знаний. Фактически такой молодой человек – энциклопедист (при условии, если он хорошо учился). Ни один взрослый обычно не имеет таких разносторонних знаний: профессиональная деятельность взрослых ведет к специализации знаний и навыков. А если еще учесть, что знания различных областей науки очень быстро обновляются, то в старших классах школы мы уже встречаемся с типичной проблемой - родители не в состоянии помочь своему ребенку при подготовке домашних заданий, если они не связаны с профессией родителя.

Однако, особенность знаний выпускников школ и студентов в том, что они – «знаемые», теоретические. Проблема молодых людей заключается в том, что они часто знают, как сделать что-то, но ни разу не делали сами. Знания взрослых имеют практическую направленность. Второй статистический пик интеллекта, приходящийся на 45 лет, связан с накоплением мастерства и индивидуального профессионализма взрослых людей. Но это все-таки лишь общие закономерности, отдельные люди значительно отличаются от «средины».

Окончательно ли сформирован характер в студенческом возрасте?

В студенческом возрасте характер продолжает формироваться. Она из главных проблем формирования характера – формирование личностной самоидентификации, т.е. познание того, что студент как личность собой представляет. Для студенческого возраста характерны высокая эмоциональность, легковерность, неустойчивость взглядов, высокая ориентация на общение. Все эти качества не являются плохими: в период развития влияние огромных массивов информации с разной направленностью не позволяет полноценно ее обрабатывать и усваивать. Ведь период студенчества – это также теоретическое усвоение информации. Студент обычно не имеет возможности на практике проверить правильность той или иной своей позиции. Если бы взгляды молодого человека в этом возрасте были устойчивыми, то часть информации, противоречащей его мнению, просто бы отбрасывалась и процесс развития не был бы таким интенсивным. Ответ на вопрос, что я собой представляю, для студента во многом зависит от того, с какими сферами жизни он столкнулся и насколько успешным был его жизненный опыт.

В чем психологические корни политической активности студентов?

Исследования, проведенные студентами-психологами несколько лет назад и в этом году, показывают, что ориентация на политическую активность у студентов изменилась. Несколько лет назад в опросах студенты говорили о том, что политика – это неинтересно и студенты не могут в ней проявить себя. В этом году студенты почувствовали, что политическая ситуация соответствует их особенностям общения и интересам. Она эмоциональна, напряженна, мысли выражаются и обсуждаются сообща. Гораздо большее количество студентов оказались в гуще политических событий. К сожалению, потребность молодежи в интенсивном и широком общении, в новых впечатлениях, в возможности коллективно попробовать свои силы в новом деле часто манипулятивно используются различными организациями. Молодежная среда наиболее чувствительна к влиянию социально-психологических механизмов заражения и подражания. Политика, религиозное самоопределение, поиск смысла жизни, стремление попробовать себя в экстремальных ситуациях – все это типично для возраста «бурь и натиска», говоря словами Шпенглера. Также как первоклассник с восторгом рассказывает о планетах и динозаврах, с удовольствием рассматривает картинки в энциклопедии о них, также значительная часть студентов теоретизирует о смысле жизни.

Студенческий возраст надолго остается в памяти людей, в чем причины?

Опыт, который получает молодой человек в студенческий период, во многом касается общения. Сверстники – это «группа поддержки», которая решает одинаковые задачи, она создает ощущение уверенности. Новую жизненную ситуацию проще решать вместе, легче экспериментировать. Решать эти задачи помогает студенческая субкультура. Основные проявления студенческой субкультуры связаны с общением. Новые ее формы появляются через эмоциональное заражение от сверстников. Возьмем в качестве примеров – мобильные телефоны. Они современный атрибут студента. Вспомним, что сначала мобильные телефоны появлялись как элемент имиджа делового человека, т.е. уже работающего человека.

Курение также распространяется в молодежной среде через подражание и как повод для коммуникации. Студенты даже от познавательных учебных мероприятий получают больше удовольствия в том случае, если в них запланирован элемент общения. Эмоционально завораживающими являются неформальные групповые мероприятия и встречи с лицами противоположного пола.

Отношения с противоположным полом могут доставлять много переживаний. Студенческий возраст – это период Любви и Дружбы.

Можно выделять разные типы студентов. Преподаватели делят студентов на группы хорошо- и плохо учащихся. Можно выделить группы студентов проявляющих активность в общественной студенческой жизни и пассивных в отношении ее. По характеру принятия студентами друг друга можно выделять такие типы: «свой» – эмоциональный, открытый, общительный, взаимодействует на равных; «отмороженный» - стремится закрыться, отгородиться и наблюдать за другими, но не включаться в авантюры; «нефоры», или неформалы - чаще всего, это ребята, выделяющиеся из других студентов, манерой поведения, атрибутами, формой занятости и недовольные своим местом в учебной группе. Среди студентов также встречаются юноши и девушки «с харизмой» - их действия находятся в поле зрения всех других, большинство студентов хотели бы быть похожими на них или общаться с ними, но ощущают дистанцию. В студенческих группах гораздо реже, чем в школе встречаются лица, которых отвергают все остальные. Принятие разных по своему поведению и взглядам ребят является своего рода достижением этого возраста. Дружеские отношения в студенческом возрасте, прежде всего, строятся на удовлетворении потребности во взаимопонимании и взаимной поддержке, а также на потребности в духовной близости. Удовлетворяя эти потребности, молодой человек начинает понимать, что он собой представляет, и каким его хотят видеть другие.

(Слава Севастополя 2005 г)

Шихматова Е.Б.




Категория: Мои статьи | Добавил: Виктория (11.03.2010)
Просмотров: 1318 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [28]
Поиск